Продолжая взаимодействие с настоящим сайтом, вы выражаете свое согласие с тем, что ваши пользовательские данные (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь) будут обрабатываться ООО «АРС АДАКТ» в целях сбора статистических данных о посетителях сайта и функционировании сайта в течение 3 месяцев. В случае, если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Перейти к публикации
Рекомендованные сообщения

Здравствуйте, ADACT. В этой статье я попробую прояснить кое-какие моменты с сажевыми фильтрами которые устанавливались на дизельные авто концерна PSA(Peugeot/Citroen).

Итак, что же из себя представляет французский сажевый фильтр? Ниже я попытаюсь дать ответ на этот вопрос.

FAP - filtre a particules - фильтр частиц в дословном переводе. Это официальное и зарегистрированное обозначение сажевых фильтров разработанных и устанавливаемых компанией PSA. FAP - это аббревиатура обозначает противосажевый фильтр закрытого\необслуживаемого типа с функцией автоматической регенерации. Сам корпус фильтра изготавливается из карбида кремния и представляет из себя керамические "соты". Внешне сажевый похож на каталитический нейтрализатор. Правда в отличии от катализатора он не содержит напыления из благородных металлов, а также отверстия сот у него намного крупнее, квадратной формы и не просвечиваются, так как выполнены по принципу лабиринта. Все это, вместе с шероховатой поверхностью керамики, является отличной "ловушкой" для твердых частиц сажи.

Что из себя представляет сажа? Вот определение из википедии:

Сажа, дисперсный углеродный продукт неполного сгорания или термического разложения углеводородов, состоящий из сферических частиц чёрного цвета. Средний размер сажевых частиц 100—3500 . Частицы С. образованы из слоев углеродных атомов, подобных слоям в графите. Эти слои состоят из шестиугольников, в вершинах которых находятся атомы углерода (расстояния между ними 1,42 ), но, в отличие от графита, слои в С. не плоские, а изогнутые, что и обусловливает сферическую поверхность частиц. Плотность сажевых частиц около 2 г/см3. Насыпная плотность С. 0,05—0,5 г/см3, зависит от степени уплотнения С. Поверхность частиц С. может быть шероховатой или гладкой.

При работе дизельного двигателя частицы сажи в том или ином количестве это нормальное явление и являются естественным продуктом сгорания дизельного топлива.

Во время эксплуатации автомобиля сажевый фильтр постепенно наполняется частицами сажи. Система благодаря датчику дифференциального давления рассчитывает количество(массу) сажи в фильтре и по мере наполнения проводит регенерацию. Датчик дифференциального давления работает по принципу измерения давления выхлопных газов до и после корпуса сажевого фильтра. Для этого от сажевика к датчику идут две полые трубки. Кстати, иногда в них собирается конденсат количество которого достаточно для выхода из строя датчика дифдавления(личное наблюдения автора).

Сажа при определенных условиях сгорает и разлаживается на более простые вещества. Два главных условия - это большое количество кислорода и высокая температура. Так как дизельный двигатель в отличии от бензинового в принципе работает с избытком кислорода, то с первым пунктом у нас проблем нету. А вот температуры выхлопных газов, не более 300 градусов по цельсию в среднем, явно мало. Логически понятно, что для прожига сажевого фильтра достаточно поднять температуру выхлопных газов и как следствие разогреть сам сажевик. Концерн PSA решил этот вопрос добавлением в топливо во время регенерации специальной присадки иолиса(Eolys).

Eolys - Основной компонент системы FAP. Фактически иолис это дизельное топливо с содержанием нерастворимых микрогранул церия. Устанавливается под баком автомобиля в жестком бачке, либо защищенный пластиковым корпусом залитый в полимерный пакет со съемным штуцером(такой же как к примеру на корпусе топливного фильтра). Специальная форсунка добавляет присадку в топливный бак. Форсунка управляется блоком управления присадкой который в свою очередь получает команды от блока управления двигателя.

Что же такого особенного в церии? Церий никак не влияет на процесс горения, главное его достоинство это выделение очень большого количества тепла при сгорании. Как раз того чего нам не хватает для сгорания сажи.

И так, сам процесс регенерации. Система видит критическую наполненность и, при прогретом моторе, зачастую под нагрузкой и при езде за городом, включает прожиг. В топливо добавляется иолис. Несколько раз, во время такта выпуска когда выпускные клапана открыты, форсунки делают дополнительный впрыск(послевпрыск). Топливо с содержащейся в нем присадкой вылетает в выхлопную трубу, по пути загорается тем самым увеличивая температуру выхлопных газов. Все топливо естественно не сгорает и излишки накапливаются в забитом сажевом где продолжают гореть уже вместе с сажей сильно нагревая сажевый фильтр. Температура которого возрастает около 700 градусов по цельсию. Температура контролируется двумя датчиками температуры выхлопных газов, установленных до и после сажевого фильтра. В раскаленном сажевике, если он не поврежден, может сгореть практически вся сажа. Регенерация длится около 3-5 минут в среднем. Фактически система продуманная и надежная.

Сажевый фильтр может забиться полностью по ряду причин, вот основные из них:

1. Неисправность системы присадки, датчика.

2. Эксплуатация авто без присадки иолиса.

3. Серьезная неисправность топливной системы.

4. Некачественное топливо.

5. Эксплуатация авто только в городе.

ИМХО: Я считаю что основные проблемы с сажевыми фильтрами у любителей "тихой" езды и людей эксплуатирующих авто только в городском цикле особенно с поездками на короткие расстояние когда авто не успевает нагреться.

В общем-то как-то так. Спасибо всем кто осилил, надеюсь прочитанное будет полезным. Статью со временем дополню.

Для закрепления прочитанного рекомендую данное видео:

© Сергей мастер Свислочь

Изменено пользователем Сергей мастер Свислочь
Ссылка на сообщение

Очень познавательно, спасибо!

Добавлю маленькую капельку дегтя:

Сажа при определенных условиях сгорает и разлаживается на более простые вещества.

разлагается
Ссылка на сообщение

Валера, все нормально. слово разлаживается с курса химии, что у нас и происходит.

Ссылка на сообщение

Тему потом почищу и учту пожелания. Так-то я профессиональный убийца этой системы, хотя ремонтировать тоже умеем. :)

Ссылка на сообщение

Извините, чют уточню. В етом сажевом фильтре(корпусе) должен быт также каталитический нейтрализатор. В видео ето и видно, так как температурные датчики контролируют температуру, до и после каталитического нейтрализатора, посколку горение происходит в нём, и он играет рол "горелки", штобы нагрет сажевы фильтр.

 

Извините, щто много ошибок

Ссылка на сообщение

Вот сами подумайте

Церин, содержащийся в присадке, позволяет снизить температуру сгорания сажи до 450°C (вместо 550°C).

значит "церий" вступает в реакцию с сажей, что и позволяет "сжигать" ее при более низких температурах. НО никак не снижает температуру горения ТОПЛИВА.
Ссылка на сообщение

Одно дело читать, а жругое понимать что читаешь. прожгите сажевый при 450 градусах. или сожгите сажу при такой температуре вообще.

про церий советую почитать литературу и после этого напишите мне про ситроенсервис.

Ссылка на сообщение

Специальная форсунка добавляет присадку в топливный бак. Форсунка управляется блоком управления присадкой который в свою очередь получает команды от блока управления двигателя.

В топливо добавляется иолис

насколько я разобрался с йолисом, он впрыскивается именно в бак с соляркой, а не во время прожига.

впрыск строго дозированный, в соответствии с заправленным объемом солярки.

впрыскивается при включении зажигания из рассчета увеличившегося количества топлива и по сигналу с открытия из закрытия крышки топливного бака.

это одна из причин, почему заправлять ВСЕ пежо можно только с выключенным зажиганием!

Ссылка на сообщение

Соответственно всегда во время эксплуатации авто в баке есть присадка? ТАК?

Ссылка на сообщение

Буду дописывать конкретно по видам йолиса то внесу коррективы. вообще все правильно при каждой заправке система рассчитывает до миллиграмм сколько присадки добавить в зависимости от влитого топлива.

Ссылка на сообщение

. Спасио Сергею за нормальный пояснительный материал! по моему к статье слишком много не чем не обаснованых претензий.

хотите возразить напишите статью со своими аргументами. так будет честно.

Ссылка на сообщение

Спасибо Вам за отзыв. Ребята по-делу поправили и спасибо им за это. на неделе я отредактирую эту статью и добавлю материал по присадкам. А с церием я действительно написал не правильно и внесу изменения.

Ссылка на сообщение
  • 1 месяц спустя...
  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...